арт-парк Никола-Ленивец и прыгающая желтая куртка)

        Парк «Никола-Ленивец» очень необычное место и идея посетить его зародилась еще в ноябре прошлого года. Никола-Ленивец является самым большим арт-парком Европы, и расположен на территории национального парка «Угра», который является биосферным резерватом ЮНЕСКО. Территория 600 гектаров. В очередной  раз, убедив себя, что удивительное рядом и нам нужно обязательно туда поехать, мы завели будильник на 6 утра, и в 7:30 были уже в пути.  Конечно, проще всего (Никола-Ленивец находится примерно в 200 км от Москвы.— в Калужской области, на берегу реки Угра.), до арт-парка добраться на машине. По Киевскому шоссе доехать до Малоярославца, далее поворот на Медынь, оттуда через Кондорово до деревни Звизжи. И оттуда до Никола-Ленивца. Тем, кто безлошадный, что бы добраться до деревни из Москвы, сначала необходимо доехать на электричке до Малоярославца (электрички ходят с интервалом от 1 до 3 часов), в пути около 2-х часов. Далее придется воспользоваться услугами такси Мы ехали примерно 4 часа и к 11:30 были уже на месте.  Въезд/вход в парк бесплатный. Конечно, лучший вариант приехать в Никола Ленивец с ночевкой, например с палаткой. Расположиться можно прямо на живописных берегах реки Угра недалеко от территории парка. Места там живописные. Да и некоторые объекты надо смотреть в темное время суток, когда внутри включают свет. Для гостей, которые не готовы к полному единению с природой, есть гостевой дом Кольцово, Хостел Казарма и домик Клевер. Стоимость варьируется от 2 т.р. до 5 т.р.  Мы ехали «одним днем» поэтому не бронировали жилье, более подробно о проживание можно почитать на сайте



 Подъехав к намеченному месту, мы были совершенно одни, сложилось впечатление, что вся деревня вымерла. Нас встретили только вот такие таблички и чуть поодаль дом с информацией (видимо работающий только летом).



 Посмотрев карту, мы двинулись дальше на поиски арт-объектов. К нашему приезду светило уже такое весеннее солнышко и было достаточно тепло.

Начали мы свой осмотр в гордом одиночестве (не считая рыбаков) с атр-объекта Маяк. 






Этот объект один из самых старых  и знаменитых объектов парка. Проект был создан художником Николаем Полисским в 2004 годуи является своеобразным символом парка. Маяк поставлен на живописном берегу реки Угры, которая изгибается в этом месте почти на 90 градусов (до этого здесь стояли другие проекты  «Сенная башня» и «Дровник»).  
Художник дал новую жизнь умершим вязам: их величественные стволы  сплетены в колоссального размера башнюмаяк. Полисский очень тактично и внимательно относится к существующему ландшафту: вертикаль Маяка перекликается с возвышающейся на холме Троицкой церковью, предлагая зрителю повторяющиеся мотивы устремления к небу.  

Тело двенадцатиметрового сооружения, скрученного из толстой лещины, заканчивается площадкой для наблюдения, в которую можно подняться изнутри башни. Металлические антенныщупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей, или связывают этот маленький ландшафт с космосом.















Практически рядом с "Маяком", находится еще один арт-объект "Николино Ухо". Этот объект был создан Владом Савинкина и Владимиром Кузьминым в 2006 году, в рамках фестиваля Архостояние. Названо ухо в честь мифического НиколыЛенивца и представляет собой подобие человеческого уха, развернутого ушной раковиной в сторону долины реки Угры. Предназначено оно для того, чтобы «слушать тишину». Арткритик Ирина Кулик назвала «Николино ухо» «слуховой площадкой» и сравнила его с «дощатой раковиной наподобие эстрады в какомнибудь ЦПКиО». Выступать на такой эстраде из-за тесноты могут одновременно один, два, максимум три человека, но до сих пор о случаях публичных выступлений из Николиного уха ничего неизвестно, и используется оно только по назначению  чтобы слушать.



Неспешная прогулка вдоль реки, от одного объекта к другому у нас заняла около часа. И к слову, сказать, когда мы поднялись на холм, где расположена Церковь Троицы Живоночальной (она была построена в 1802 году, мы поняли что она скорее всего не действующая, хотя утверждать не буду) изрядно проголодались.  Вкусно поесть нам удалось на площади возле церкви-с видом на крутые холмы, реку Угру и необычный арт-объект в виде животных. 













Дальше мы отправились к одной из самых популярных объектов Никола-Ленивца - "Ротонду".  Этот небольшой овальный дом появился в 2009 году, так же в рамках фестиваля Архостояние. Белое здание расположено прямо посреди поля на невысоком холме и в отличии от многих объектов, спрятанных в глубине парка, его видно с дороги Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей.
Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо  с плоской кровли, на которую ведет лестница. Автор композиции - Александр Бродский, российский архитектор и художник. В 2010 году "Ротонда" получила премию "архивуд" в номинации "лучший арт-объект сделанный из дерева.
На фотографии чувствуется, какая там тишина....поймать "дзен" вполне возможно))))
Практически все объекты мы посещали в гордом одиночестве, что нас не могло не радовать.


Оставив железного друга у "Ротонды" мы отправились вглубь леса. Минут 15 неспешным шагом и мы уже стояли напротив "Штурма Неба". Это вертикальная конструкция, состоящая из множества лестниц и символизирующая движение в небо, которое не достигает цели и тянется вечно. Арт объект был создан в 2012 году Архитектурным бюро
Manipulazione Internazionale. 


Там же расположены и еще два объекта "Удаленные офис" и Ленивый ЗИККУРАТ
"Удаленный офис"-это проект мечта об идеальном рабочем месте. Был создан в 2010 году.Объект размещен на границе с есом, и  имеет два возможных вида: один на широкое поле, другой  в тенистый лес. Форма окон намеренно акцентирует процесс вглядывания в пейзаж, обрамляя его словно в рамку картины или экран телевизора. Элементарные материалы (белый поликарбонат, обрезная доска, брус) подчеркивают простоту дизайнерского решения. 









Ленивый ЗИККУРАТ, был создан в 2014 году.Высокая башня, сложенная из бревен, завершила историю высотных бельведеров в Никола-Ленивце. До этого здесь были возведены "Ротонда" Александра Бродского (2009) и "Арка" Бернаскони (2012)
Объект имеет большое внутреннее пространство, способное вместить любое театрализованное или музыкальное действие, а со смотровой площадки на высоте 18 метров открывается очень красивый вид на заповедную зону парка. 
Как говорят архитекторы из проектной группы «Поле-дизайн»: «Все дети строят башни. Из разных кубиков: цветных, с буквами или картинками, новых или старых, потертых, доставшихся "по наследству". "Ленивый Зиккурат" — наша попытка "вырастить" объем из клетей-„кубиков“, без затей и смыслов, поднимая один на другой, следуя только правилам рубки и сборки. Но главное — следуя тому, почти забытому, радостному азарту всех Строителей башен».



и еще совсем рядом находится арт-объект "Стена сарая". Это шутка о том, насколько архитипично наше мышление, о том, как мы привыкли использовать имеющееся унифицированное сложное вместо того, чтобы подумать, что есть самое простое и необходимое.
Сооружение крыши  минимальный архитектурный жест, который позволял обустроить пространство, зафиксировать его как часть человеческой жизни. Тент от дождя или солнца  самое простое и важное, потому что самое нужное.  Однако со временем возведение стен, огораживание стало более типичным и необходимым, особенно  для сегодняшней архитектуры тесноты и шума. Стена, выключенная из объема здания, теряет свои традиционные ограждающую и несущую функции, трактуется в новом качестве  как плоскость, в течение всего дня отбрасывающая  тень,  защищая людей от солнца, что возвращает объект к первичной функции его прототипа  сарая (крыши). Ночью стена может использоваться как экран для трансляции видео.




В продолжении темы "сараев" на территории парка есть еще один объект с названием "сарай". Правда он куда более интересный и если так можно сказать сказочный. Это небольшая постройка из дерева, которая снаружи кажется ничем не примечательной.В нем просверлено под разными углами тысячи дырочек, в результате, когда находишь внутри создается эффект звездного неба. Объект был создан в 2006 году. Лаконичными художественными средствами архитектор превращает сарай в деревенский планетарий.
Описание объекта, предложенное авторами, выглядело так: «метр пятьдесят три боковой фасад конек четыре ноль один основание четыре девяносто пять длина пять шестьдесят пять доска двадцать мм вертикально сверлить под разными углами на квадратный метр шестьсот отверстий десять мм семьсот отверстий семь мм дверь сто шестьдесят с пружиной также просверлить открыть строго на север ориентировать отдельно стоящее дерево вечером включать внутри лампу пятьсот ватт»




И на мой взгляд самый интересный объект-это "Вселенский разум". Он поражает своими габаритами и призван "создавать новые смыслы и ответить на главные вопросы", символизирующий два полушария механического мозга. Объект был представлен на премию Кандинского в 2012 году. «Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос  это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.
По задумке так же, как и коллайдер, скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.













Надо сказать,что объекты в парке не вечные. Они живут свою земную жизнь. Концепция такова, что их не восстанавливают, они гибнут. Но на их место приходят другие. Все как в жизни. Мы смогли увидеть и сфотографировать лишь малую часть объектов, которые представлены в парке. Какие-то просто не нашли, каких-то уже не существует. Из увиденных нами объектов - "городище", "бобур", "позолоченный телец" и "шишкин дом", особо ничего не впечатлило, либо мы уже были очень уставшие.
 На территории парка все устроено для туристов: есть гостиницы, в летнее время работает кемпинг, есть кафе и прокат велосипедов. Здесь однозначно можно провести интересные выходные, особенно любителям современного искусства.